«На Северном Кавказе, как в Ноевом ковчеге, вместе уживаются десятки национальностей», - говорит сопредседатель чеченского общественно-культурного центра «Барт» Барза Ибрагимов из Кисловодска. Несмотря на многонациональное окружение, многие древние обычаи чеченцы сохраняют до сих пор. Хотя культурный обмен на протяжении веков тоже даёт о себе знать.
Три дня - гость, а потом…
«Чеченцы - коренной народ Кавказа, а его основные черты - это уважение к старшим, порядочность, вежливость и милосердие, - считает Барза Ибрагимов. - Наши традиции своими корнями уходят вглубь веков. Многие из них связаны с тем, что наши предки жили в труднодоступных горных местах. Одна из главнейших - гостеприимство. У нас говорят: «Там, где нет гостя, и благодати нет». Поэтому в чеченских домах всегда была кунацкая - комната для приёма путников. Их усаживали на самое почётное место - напротив входной двери. Это был знак уважения. Подавали самое лучшее угощение. За гостем ухаживали младшие сыновья хозяина, так как у нас не принято, чтобы женщины сидели за общим столом».
Глава дома отвечал за безопасность жизни и имущества своего гостя, порой рискуя собой. Никто не мог оскорбить путника. Это считалось прямым оскорблением хозяина дома. Если гостю понравилась какая-то вещь, то ему отдавали её в подарок. В течение трёх дней прибывшего никто не спрашивал, зачем он явился. Когда это время заканчивалось, гость терял свой статус и мог выбрать одно из двух: уехать или выполнять работу по дому.
Чтобы очаг не погас
Чеченские семьи обычно многодетные. Зачастую несколько женатых сыновей живут в одном дворе с родителями. Старшими в семье считаются отец (цlина да - хозяин дома) и мать (цlе нана - хранительница очага). Самое страшное проклятие для чеченца - «чтобы твой очаг потух», поэтому к матери они относятся с большим почтением, стараются во всём помогать и прислушиваются к её советам.
Барза Ибрагимов считает, что задача родителей - воспитать детей в соответствии с традициями, научить, как себя вести в разных ситуациях. Сыновей чеченцы растили как воинов, а дочерей - как будущих хозяек. Девочек учили шить, готовить, убирать в доме.
Взрослый сын после работы сразу заходил к родителям, узнать, как их здоровье, что им нужно, поделиться своими заботами, рассказать новости. А потом шёл в свой дом. Также сноха утром сначала смотрела, что нужно свёкру и свекрови, убирала у них в доме, готовила еду. Только после этого она принималась за работу в своём доме.
Родители заботились, чтобы в семьях детей было взаимопонимание и согласие. Конфликты улаживались старшими в семье. На детские ссоры старались не обращать внимания, малыши вскоре мирились сами. Хорошие манеры дети впитывали от взрослых.
И сейчас у чеченцев принято, когда входит старший человек, вставать, оказывая ему почтение, и садиться, только когда он скажет. При старших нельзя разговаривать на повышенных тонах, вести себя развязно - это считается моветоном. Поступки одного человека накладывают отпечаток на отношение окружающих ко всей семье.
Жених веселится с друзьями
У чеченцев брак воспринимается не только как союз мужчины и женщины, а как слияние двух родов. Девушка знакомится с парнем и, если он ей понравился, дарит ему платок.
Прежде чем взять невестку в дом, у соседей и родственников узнают о её родителях. Хорошей ли она будет хозяйкой, судят по её матери. Потом засылают сватов, назначают дату свадьбы. Жених готовит калым (выкуп за невесту), а его суженая - сундуки с приданым.
Традиционный брак заключают в присутствии муллы, который по поручению отца девушки даёт согласие на брак.
Кортежу с невестой, которую сопровождают замужние женщины, дети и соседи, преграждают путь и требуют выкуп. Получив вознаграждение, они открывают дорогу.
В доме жениха начинается праздничное веселье, гости танцуют и поют. На торжество приходят все желающие, кроме родственников невесты. У чеченцев считается неприличным радоваться, что девушка покидает отчий дом. Не принято, чтобы на свадьбе жених был рядом с невестой, он обычно с друзьями веселится в соседней комнате.
Свадьба обычно продолжается три дня. Все родственники стараются помочь молодым и дарят на свадьбу бытовую технику, мебель, деньги.
Как «развязать язык» невесте?
У чеченского народа из поколения в поколение передается старинный свадебный обычай - вывод невесты к главной реке селения. Так как пара собирается быть вместе всю жизнь, родня молодого мужа хочет, чтобы сноха, которой доверили поддерживать огонь в священном для них очаге, принесла в кувшине живительной воды как символ благодати и источник счастливой жизни.
Невестка не имеет права говорить с близкими супруга, пока они не «развяжут ей язык», то есть не уговорят разрешить им напиться воды из этого кувшина. Она должна несколько раз отказать им. Наконец, какой-нибудь родственник мужа, выпив стакан воды, опускает в него монеты. За ним повторяют и другие. После этого невеста может говорить и получает подарки.
Переняли наряд, поделились самоваром
Чеченцы и казаки многому учились друг у друга. Ещё в XVI веке на левом берегу Терека появились переселенцы с Дона и Волги и основали станицы Курдюковскую, Гладковскую и Щедринскую.
«Наши народы жили веками по соседству, поэтому терские казаки переняли наш национальный костюм. Они носят бешмет, черкеску и папаху, ичиги (сапоги), - продолжает рассказ Барза Хасанович. - Лев Толстой, будучи на Кавказе, писал, что быт казака построен по образцу чеченскому. Да и жили они в таких же саклях, как и наш народ.
А чеченцы с казаками, становились побратимами - кунаками. Они помогали друг другу, ходили в гости. До принятия ислама чеченцы охотно брали замуж казачек и своих дочерей выдавали за казаков. У нашего народа появились атрибуты русского казачьего быта - мотыги, вилы, самовар, чайник и многое другое».
Когда казачки сопровождали мужа, то, как и чеченские женщины, шли позади него. Когда супруги идут по узкой горной тропе, мужчина первым должен встречать опасность и защищать жещину.
У русских и чеченцев много похожих пословиц и поговорок.
«Народная мудрость «Семь раз отмерь, а один раз отрежь» подходит к любому народу», - считает сопредседатель «Барта».
Одна из уважаемых чеченских традиций - аталычество («аталык» с тюркского - «наставник»). Её смысл в том, что друг любой национальности отдаёт на воспитание сына к кунаку в чеченскую семью. Мальчик там живёт до совершеннолетия, изучает обычаи и традиции народа, его язык. К нему относятся как к родному. Аталык обучает ребёнка верховой езде, стрельбе из лука, поединку на саблях. Учит достойно вести себя в чужом доме, принимать гостей. В 15 лет возвращает подростка в отчий дом.
Аталычество способствовало взаимопроникновению культур и традиций. Люди разных национальностей начинали лучше понимать друг друга.
«С русскими нас связывают дружеские отношения с давних пор. Чеченцы по своей натуре люди общительные, остроумные, хорошо относятся ко всем народам Северного Кавказа и всей России», - говорит Барза Хасанович.
СПРАВКА
Общественно-культурный центр «Барт» («Согласие») создан в 1997 году и объединяет около тысячи чеченцев на Кавминводах. Барза Ибрагимов был одним из инициаторов его создания. Центр помогает решать проблемные вопросы, налаживать отношения с другими народами, передавать традиции предков молодежи.