Семь главных дат столетнего существования Домика Лермонтова

   
   

 Государственному му­зею-заповеднику Михаи­ла Лермонтова – 100 лет. Он создавался как обще­ственный – в память о по­эте десятки преданных его творчеству людей собира­ли связанные с его именем предметы, документы, сви­детельства пребывания на ставропольской земле.

Пятигорская Дума передала в ведение Кавказского горного общества усадьбу – тот самый «Дом под камышовой кры­шей». Сюда стекаются первые экспонаты – диван, зеркало, стол из другого дома – «до­ма княжны Мэри» - усадьбы Реброва в Кисловодске. Затем пополняют коллекцию под­линные вещи поэта – пись­менный стол и кресло из его петербургской квартиры. И в 1912 году музей в Пятигорске открылся.

- Это, безусловно, самая главная дата в истории До­мика Лермонтова, - говорит известный краевед Александра Коваленко, 40 лет прора­ботавшая в музее. – За 100 лет состоялось немало интересных событий – здесь бывали из­вестные поэты, писатели, ак­тёры, потомки поэта. Музей пополнялся уникальными эк­спонатами. Но есть несколько важных вех, назвать которые необходимо.

В 1923 г. Общественный му­зей получает статус государс­твенного. На уровне страны признаётся его значение для культуры и истории СССР. Год 1943 – в оккупированном Пятигорске Домик Лермонто­ва пытаются сохранить всеми силами, ведь это не просто последний приют поэта, это точка притяжения, дающая силы и надежду. Музей удаёт­ся спасти. В 1946-м состоится ещё одно знаковое событие – в ведение музея перейдёт дом Верзилина. Тот самый, где Мишель Лермонтов бы­вал не раз, где танцевали на балах, сыпали шутками. Здесь случился его спор с Мартыно­вым, за которым последовала роковая дуэль…

В 1971-м музею передана картина поэта «Крестовая гора» – с её владельцем, знаменитым танцовщиком и хореографом Сержем Лифарём вел перего­воры известнейший собиратель и коллекционер Илья Зиль­берштейн. И в конце концов великий Лифарь сдался, но с условием – он отдаёт картину в музей, где будет упомянуто его имя как дарителя.

   
   

В 1973-м создаётся музей-заповедник. Золотым веком Домика Лермонтова называют музейщики и краеведы 20-ле­тие с начала 1970-х до 1990-х. Его директору Павлу Селигею, его сотрудникам и единомыш­ленникам удалось сделать этот уголок Пятигорска самым при­тягательным местом для поэти­ческих мятущихся душ. Музей стал инициатором праздников поэзии, поэтическое слово со­трудники музея несли по всему Ставрополью, выезжая с вы­ставками и лекциями.

- 27 июля 2012-го музей вступил в новый век своей истории. Какой она будет? Главное, лермонтовское слово должно звучать, оно не теря­ет своей значимости и свое­временности, - подчёркивает Александра Коваленко.

 

Смотрите также: