Длиннокудрая нимфа печально смотрит вдаль – мелькнёт ли в волнах рыбацкая лодка? А может, песняра за гуслями заслушалась да размечталась?.. Триптих «Легенды кельтов» кажется таким многослойным, при том не теряющим нежности и тонкости, словно девичья кисть. «Я намеренно обратилась к ирландской культуре, уверена – мы и они сильно похожи, - вчерашняя студентка Оксана Маркова с готовностью приводит свои аргументы. – Открытые, шумные, не терпящие временных и иных рамок. Русские и ирландцы – северные братья»…
Лицом к лицу
Сроднились здесь несколько видов прикладного и классического искусства – в одной экспозиции «сошлись» вышивка и живопись, куклы, выполненные в разных техниках, рисунок, доброе «домашнее» вязание… Всего и не перечислишь. Главное - мастера из народа и продвинутые выпускники-дизайнеры филиала ЮФУ в Железноводске без конфликта и намёка на соперничество представили результаты творческого поиска, кропотливого многодневного труда, когда стежок за стежком фантазия обретает форму. Ту неповторимую «кондицию», что останавливает взгляды – не вопросом «Как это сделано?» - чувствами восторга и восхищения.
Ирина Костырева, Ангелина Чернышова, Ирина Исупова – они не играют в куклы, они ими живут. Новая техника – пластик, проволока, шерстяная нить, а куклы – живые. В каждой частичка автора – и им веришь: Лягушка обязательно станет царевной!..
Батик – краски вразлёт, уютные вязаные шали, дерево с «запечённой» эмалью – индивидуальность каждого автора считывается с деталей – уже узнаваемых, заявляющих о себе. Дебютантов здесь много – и не только среди молодых.
- Есть постоянные авторы, люди разных профессий, из года в год украшающие экспозиции, - говорит ведущий научный сотрудник историко-краеведческого музея «Крепость» Рахима Гочияева. - Медсестра из военного госпиталя Людмила Дегтяренко, Зинаида Гуляева прекрасно сохранилась в своей жизни и в своих работах, Светлана Лещинская выставляется у нас в 4-й раз, её дочь Алёна – впервые.
Из домашней коллекции Людмилы Виноградовой отобрали 30 работ – вышивка гладью, музейщики обращают внимание: современные приёмы, гладь не та, что была в середине прошлого века. Тяга к творчеству настигает в любом возрасте - Тамара Громова вышла на пенсию и начала вышивать бисером. Она – из числа самых «взрослых» дебютантов. Работы кисловодчанки Веры Осиповой – вязаные палантины, жилеты, скатерти, салфетки - «зацепили» Рахиму Гочияеву во «всемирной паутине». И попали в экспозицию через Интернет.
Нетрадиционно о традициях
Выставки работ народных умельцев в «Крепости» - традиция. Но впервые её участниками стали более 10 молодых авторов, раздвинув рамки и предложив свой подход. Да, определённый опыт у них имелся – в рамках фестиваля «Феродиз», но здесь они проявили самостоятельность – как авторы, соорганизаторы, экспозиционеры.
- Обдумать формат участия наш музей предложил ребятам в прошлом году. Молодёжь долго молчала, но потом проявила себя в лице двух состоявшихся, я считаю, художников – Александры Моршневой и Анастасии Лангуровой. – рассказывает Рахима Гочияева. - Я обратила внимание, насколько серьезно и профессионально они подошли к монтажу и оформлению экспозиции, консультации мои были только эпизодическими.
Что это будет - прикладное искусство или классика, академизм – сложилось в процессе подготовки. Безусловно, молодым хотелось выделиться, представителям традиционного прикладного искусства – сохранить «лицо» под напором продвинутой братии. Не потеснили друг друга, а зазвучали вместе, подчёркнуто и выпукло, поочерёдно выступая фоном – одни для других.
Кавказские, африканские, индийские мотивы – залюбуешься, не оторвёшься. Яна Лапина, одна из самых молодых обладательниц знака профессионального признания в дизайне – медали Леонардо – выставила свою дипломную работу. «Это сочетание «чуждых» материалов - теплого дерева и холодного – эмаль по металлу, - комментирует Яна. – Мне хотелось показать, как они могут быть вместе, как это красиво и неразделимо».
Традиционный вернисаж на 5-й год существования сорвал границы и выступил под новым названием и в новом формате – помимо основной экспозиции, он включил интерактив – роспись хной по телу, фото-сушку, когда на протянутых во дворе музея верёвках появились великолепные снимки, а всё экспозиционное таинство сопровождалось этническими мотивами. Мастер и музыкант Станислав Камышанов поочередно играл на собственноручно отреставрированных и изготовленных народных инструментах.
Эта выставка – совместный большой успех музейщиков и авторов, смелый шаг, называть который экспериментом не стоит – это органичное продолжение темы народных промыслов. Раздвинуть музейное пространство вполне возможно, тем самым заслужив интерес зрителей поколения Интернет. Такого количества молодёжи, признаюсь, видеть в музее ещё не приходилось…
Смотрите также:
- Под колесами арбы. Выставка умельцев в Кисловодске открывает новые имена →
- Смогут ли кавказские народные умельцы вытеснить китайский ширпотреб →
- "Феродиз" - всегда сюрприз →