«Чтобы получали удовольствие». Зачем ставропольцев учат медленному чтению?

Необычный формат чтения начали осваивать в Ставрополе - классическое произведение читают по очереди вслух. Учёные уверяют, что это позволяет не только лучше понимать литературу, но и вводит слушателей в транс. Эксперимент проводят в краевой научной библиотеке имени М.Ю. Лермонтова.

   
   

Медитация между строк

Медленные чтения в краевой столице начали осваивать с наступлением нового года. В 2024 году исполняется 210 лет со дня рождения великого русского писателя и поэта Михаила Лермонтова. Названная в честь светила отечественной литературы ставропольская библиотека решила отпраздновать юбилейный год писателя оригинально: каждый месяц ценители и почитатели его творчества будут неспешно и вслух читать по главе нетленного романа «Герой нашего времени».

Методом неспешных чтений ставропольские библиотекари вдохновились после приезда Юрия Чёрного, учёного из Москвы, где этот формат давно опробовали и полюбили. В одной из своих статей он пишет, что голос чтеца способен вводить в транс или медитативное состояние, а если параллельно следить за текстом, то ощущение погружения в произведение усиливается. Медленные чтения, уверяет Юрий Чёрный, одновременно и наука, и искусство, в основе которой лежит герменевтика – учение о толковании текстов.

«Сейчас в потоке очень быстрой и шумной жизни каждый из нас испытывает потребность в замедлении её бешеного ритма. Мы в библиотеке решили помочь нашим читателям сделать паузу, немного интеллектуально отдохнуть и получить эстетическое наслаждение читая», - объясняет цели нового формата заведующая отделом культурных инициатив ставропольской научной библиотеки Майя Колгина.

«Мы тоже люди страстей»

Метод медленных чтений Майя Колгина называет экспериментальным, отмечая, что его и раньше применяли на Ставрополье, но преимущественно в узких кругах и в контексте анализа литературы. Библиотечные неторопливые чтения будут не научной работой, а отдыхом.

Модератором первой встречи цикла медленных чтений стала доктор филологических наук, профессор СКФУ Людмила Бронская. Она тоже настаивает, что воспринимать метод нужно как способ получить наслаждение.

«Не важно, как читают. Важно, чтобы читатели получали удовольствие от чувственного переживания. Название метода и его форма условны».

   
   

Профессор считает, что изучать в таком формате творчество Лермонтова особенно интересно, поскольку «Герой нашего времени» - роман вне эпох, в чём и кроется его феноменальность.

«Произведение написано давно, но оказывается актуальным сегодня со всеми терзаниями и метаниями главных героев. Люди страстей – главные герои Лермонтова. Это важно для нас, потому что мы тоже люди страстей», - объясняет она.

Поможет вернуть утраченное

Майя  Колгина надеется таким образом приобщить к чтению школьников, молодёжь, семьи с детьми. Однако это задача не их лёгких, поскольку читать книги они уже фактически отвыкли. Приверженцами книжной культуры остаются только представители старшего поколения.

30-40 лет назад чтение книг считалось естественным и нормальным вариантом проведения досуга. Сейчас это, скорее, редкость. Виной всему, считает Людмила Бронская, перестроечные годы, когда взрослые были вынуждены думать о том, как заработать на жизнь и как прокормить семью.

«Сегодня утрачены домашние чтения, когда книгу читали для всей семьи или на ночь детям. Медленные чтения – один из способов восстановить традицию», - подчёркивает Людмила Игоревна.