Цены на газомоторное топливо взмыли вверх по всей стране. Чечня и Ингушетия оказались в числе антилидеров - здесь стоимость пропана выросла почти на треть. Почему местные власти бессильны и следует ли теперь ждать повышения тарифов на проезд в общественном транспорте, выяснял «АиФ-СК».
Рычагов нет, одни эмоции
Газовое моторное топливо в стране, по данным Росстата за август, подорожало сильнее всего в группе непродовольственных товаров - в среднем на 21,3%. В четырёх регионах цена выросла почти на треть, в том числе в Ингушетии (31,8%) и Чечне (28,8%).
На Ставрополье скачок цен вызвал недовольство жителей ещё в августе: за месяц стоимость выросла на 24%. Губернатор края Владимир Владимиров обещал разобраться с этим вопросом. «Полностью разделяю все эмоции, которые наши земляки по этому поводу испытывают. Такие ценовые кульбиты возмутительны», - написал он в социальной сети.
Позже на прямой линии глава края упрекнул региональное управление Федеральной антимонопольной службы в том, что оно оказалось не в силах повлиять на продавцов топлива.
Руководитель управления Сергей Никитин объясняет, что цены на сжиженный углеводородный газ выросли везде, но они не регулируются государством, поэтому рычагов воздействия на газовые автозаправки нет.
«ФАС может заниматься этим вопросом, если в регионе есть компания, занимающая доминирующее положение на рынке сбыта газа, если есть монопольно высокая цена либо произошёл сговор. На Ставрополье ни одного из этих факторов нет, - говорит Сергей Никитин. - У нас три крупных субъекта на рынке СУГ представляют собой вертикально-интегрированные компании «Газпрома», «Роснефти» и «Лукойла», и один - «доморощенная» компания «Ставпромкомплект». Вертикально-интегрированные закупают газ оптом у своих компаний, а «Ставпромкомплект» - на Петербургской товарно-сырьевой бирже либо напрямую у заводов-производителей. У всех цена разная, от 32 до 34 рублей за литр. Поднималась в разное время. Наценки незначительные. Розничные цены выросли меньше, чем оптовые».
Со сжиженного - на сжатый
Причиной роста цен, по словам руководителя ставропольского УФАС, стала авария на заводе в Уренгое. При этом от поставок топлива за границу по долгосрочным контрактам Россия не отказалась, и на внутреннем рынке образовался дефицит. Цены на Петербургской товарно-сырьевой бирже к середине августа перевалили за 50,9 тыс. руб. за тонну. Минэнерго попросило производителей оставлять больше СУГ для нужд российских автомобилистов. А ФАС запросила списки договоров на покупку газа, чтобы проверить чистоплотность посредников.
В итоге к 10 сентября цена на бирже упала до 44 тыс. рублей за тонну, однако на заправках Ставропольского края это пока не отразилось. Газ стоит в среднем 35 рублей за литр. На некоторых АЗС он вообще исчез, а часть заправок отказались обслуживать розничных клиентов, чтобы в полной мере выполнить обязательства по контрактам перед корпоративными клиентами, рассказал руководитель юридической службы Ставропольского профсоюза таксистов Александр Клименко.
По его оценке, 75% автомобилей, которые осуществляют пассажирские перевозки, работали на пропане. В августе их владельцы были вынуждены перейти на бензин. Он тоже подорожал, но в пределах 50 копеек за литр. «Если раньше ездить на газе было почти вдвое дешевле, то теперь разница на 100 километров поездки составляет 10-20 рублей, при этом на бензине производительность машины выше, она более динамична», - пояснил представитель профсоюза таксистов.
Однако на цене для пассажиров, по его словам, удорожание пропана не отразилось, потому что в тариф всегда закладывается стоимость бензина, а не газа. Правда, стоимость поездок всё равно растёт, но это, как утверждает Александр Клименко, связано с долговременной политикой всероссийского сервиса такси.
По словам руководителя сервисного центра по установке газобаллонного оборудования (ГБО) в Ставрополе Александра Вечера, резкий рост стоимости пропана повысил популярность другого газа - метана. Он не сжиженный, а сжатый, и измеряется в кубометрах. Куб стоит 19-20 рублей, и затраты на поездку в два с половиной раза ниже, чем на бензине. Перевести автомобиль с одного вида газа на другой не дорого: достаточно заменить редуктор и газовый баллон. А вот установка ГБО с нуля по-прежнему обходится в солидную сумму - от 50 тысяч рублей. Правительство края лишь в августе объявило, что готово предоставлять субсидии на переоборудование машин, но только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
«Метан - топливо само по себе очень дешёвое. Это почти тот же газ, что в плите, только компремированный (сжатый), поэтому таких скачков цен, как на пропан, быть не должно», - полагает Александр Вечер.