Наверное, если есть какие-то критерии оценки работы учителя, то один из главных - успешность его учеников.
К Светлане и Олегу Скрынниковым, представителям педагогической династии из Железноводска, их уже повзрослевшие и остепенившиеся бывшие воспитанники приезжают со всей России. Кстати, среди добившихся успеха учеников Светланы Васильевны есть и наша коллега - журналистка Издательского дома "Аргументы и факты" Юлия Гарматина. За преданность профессии, замечательные успехи Светлана Скрынникова четыре года назад была удостоена гранта президента России.
Гены "перетянули"
С этой педагогической четой я познакомилась на съезде учительских династий Ставрополья, организованном министерством образования края.
Около 200 учительских династий сегодня работают в крае, в некоторых из них 3-6 поколений педагогов.
Если же посчитать общий семейный трудовой стаж Скрынниковых, то получится больше 100 лет! Только у мамы Олега Игоревича Розы Федоровны, отличника народного просвещения, он составляет 45 лет. Почти столько же вдвоем наработали ее сын и невестка, 22 года трудится на преподавательском поприще Светлана Кислова, сестра Олега Игоревича.
Роза Федоровна Безрядина 45 лет отдала детям - работала учителем начальных классов в железноводской базовой школе ставропольского педучилища. Среди учеников, которыми гордится, - нынешний директор школы, где сейчас работает Олег Игоревич, Александр Гузий. Кстати, две эти железноводские педагогические династии, Скрынниковы и Гузий, дружат долгие годы.
- Вообще-то я не собирался работать учителем, - признается Олег Игоревич. - Окончил медучилище. Но в итоге гены "перетянули".
Сейчас Олег Игоревич преподает ОБЖ в средней школе N4 Железноводска. Его супруга - учитель русского языка и литературы Южно-Российского лицея казачества и народов Кавказа. В отличие от мужа Светлана Васильевна родственников-педагогов не имеет. "Заразилась" преподавательством от своей учительницы русского языка и литературы. Да так полюбила свою профессию, что даже в лихие 90-е, когда престиж работы педагога упал почти до нуля, из школы не ушла. В лицее казачества работает со дня его основания - 15 лет.
Чтобы глаза горели
В целом, констатируют Скрынниковы, работать учителю сегодня куда сложнее, нежели 20 лет назад. И не только потому, что тогда государство больше заботилось о школе, не было пресловутого ЕГЭ и зарплаты педагогам платили более достойные. Изменилось многое, и многое - не в лучшую сторону. Что печалит педагогов более всего - ученик сегодня иной. Увы, у многих представителей "поколения пепси", что называется, "не горят глаза".
- У ребят пропадает интерес к учебе, - говорит Олег Игоревич. - Раньше пытливости и любознательности было больше, дети спорили на уроках. Сегодня - не то.
- Светлана Васильевна, литература у современных подростков "не в моде". Это подтверждают и данные по ЕГЭ - ваш предмет для сдачи тестов выбирает меньшинство выпускников. Как пробуждаете у ребят интерес к чтению?
- Да, к моему сожалению, современные подростки если что-то и читают, то в лучшем случае бестселлеры, - говорит собеседница. - Сейчас в школу приходят уже дети детей 90-х, которые в свои юношеские годы тоже читали не очень охотно. Увы, есть и другие неприятные тенденции. Ребята с гораздо меньшим энтузиазмом участвуют в школьных олимпиадах, занимаются творчеством.
Но всё - в руках учителя. Чтобы моим ученикам было не скучно читать классику, стараюсь проводить уроки творчески, провожу параллели с современностью. Скажем, после изучения комедии "Горе от ума" пишем сочинение на тему: "Век нынешний и век минувший". Читаем гоголевского "Ревизора" - тоже не обходимся без аналогий с современной Россией.
Скрынниковы уверены: если учитель искренне любит детей и свою профессию, никакие реформы, никакие ЕГЭ ему не страшны. Главное - чтобы глаза горели, в первую очередь, у самого педагога.
Смотрите также:
- Урок длиною в век. Как четыре поколения педагогов продолжают дело родителей →
- «Дети сегодня прагматичны». Учитель о том, как увлечь школьников уроками →
- Дети не глупее нас. Стоит ли тосковать по советскому образованию →