Тарифы не соответствуют себестоимости

   
   

Стоило только кому-то из руководителей Ставрополя вскользь сказать о перспективе повышения цен на проезд в троллейбусах и маршрутках, так по городу поползли слухи, что это произойдёт уже чуть ли не завтра, и цены будут непомерными. Да, планы такие есть, но они не так страшны и скоровыполнимы, как рисуют горожане в своем воображении.

Муниципальный "выедет" за счет частного?

- Мониторинг пассажиропотока показал несоответствие тарифов и себестоимости, - говорит первый зам. директора Комитета городского хозяйства, начальник управления пассажирских перевозок Роман МАРЧЕНКО. - На сегодня себестоимость перевозок сложилась так: 16,74 руб. для троллейбусов и 16,39-16,86 руб. для маршрутных такси. Мы подали в региональную тарифную комиссию (РТК) предложение об установлении тарифа на проезд в маршрутке 16 руб., а в троллейбусе - 14 руб. Так мы рассчитываем поддержать муниципальное троллейбусное предприятие. Однако убеждены, что цена на проезд в самом экологически чистом транспорте, как и прежде, будет зависеть от дотации из городского бюджета и не превысит 13 руб. Это создаст конкуренцию между видами транспортных средств, и тогда есть шанс перенаправить немалую долю пассажиропотока на муниципальный транспорт.

Если повышение цен и произойдет, то не раньше, чем в ноябре. Примерно месяц понадобится для того, чтобы РТК рассмотрела предложения комитета городского хозяйства и установила предельные тарифы. А как заявляют в РТК, предложение может быть признано необоснованным. Но если, признают, то в течение последующего месяца администрации придется готовить постановление о повышении цен на проезд, а АТП - перевооружаться технически. При этом сейчас не идет речь о подорожании проезда в автобусах. Цена в 11 руб. вроде бы пока соответствует себестоимости и вполне устраивает управление пассажирских перевозок. Но где гарантия того, что скоро вслед за троллейбусами и маршрутками к их уровню не захотят "подтянуть" тарифы на автобусы - опять же, мотивируя это поддержкой муниципального транспорта?

Положительным моментом в этой ситуации, по словам Марченко, может стать то, что троллейбусному парку удастся выйти из очередного кризиса, рассчитавшись по текущим долгам (а их накопилось 36 млн руб.), и далее оптимизировать работу. Ведь из-за нехватки водителей невозможно установить работу в две смены с 5.30 до 23.00. Поэтому сейчас движение основной массы парка ограничено с 8 до 18 часов, лишь на ключевых маршрутах до 20-21 ч. ходит по одной дежурной машине. Кадровым голодом обусловлено и недостаточное количество выходящих на маршруты машин, хотя троллейбусов сейчас хватает, будут закупать и новые, но вот водить их некому...

У соседей - чуть дешевле

Похоже, что через пару месяцев крупнейший город СКФО станет самым дорогим в регионе в части тарифов на общественный транспорт. Для сравнения приведем цены в столицах республик округа.

В Черкесске тариф на проезд в любом виде городского транспорта (что в троллейбусах, что в автобусах - как муниципальных, так и частных) - 10 руб. - держится уже второй год, с июля 2009-го. И как говорят в местном пассажирском автопредприятии, до конца года повыситься не должен, если, конечно, не будет резкого скачка цен на ГСМ.

В Нальчике тарифы на общественный транспорт практически такие же, как пока в Ставрополе: 12 руб. в маршрутках, 10 - в троллейбусах и столько же - в автобусах независимо от формы собственности. Такая цена была установлена весной и, скорее всего, продержится в столице КБР как минимум до конца года.

Во Владикавказе поездка на муниципальном трамвае стоит 8 руб., а в частной маршрутке - 10. Причем последнее подорожание (на 2 руб.) произошло с начала августа, а значит, в ближайшее время цена повышаться не будет. Трамвайный парк дотируется из городского бюджета столицы РСО.

В Грозном за проезд в маршрутке пассажиры платят 10 руб., а в муниципальном автобусе - 7. Повышение тарифов произошло полгода назад, а до того столица Чечни славилась самыми низкими ценами на городской транспорт среди региональных центров не только Северного Кавказа, но и России в целом - 8 и 5 руб. соответственно.

А в Ингушетии, где фактически две столицы, ситуация своеобразная. Внутригородские перевозки в Назрани стоят 7 руб. на автобусе и 10 - на маршрутке. В маленьком правительственном Магасе нет внутригородских маршрутов, а цена переезда из Назрани - 8 и 15 соответственно. Повышение тарифов произошло в середине августа.

Смотрите также: