В Копенгаген, к прадедушке

   
   

В нашей газете, в статье "Следы лейб-казака найдены в Ставрополе" ("АиФ-СК" от 17.04.08 г.) была рассказана удивительная история преданного стража императрицы Марии Федоровны - матери последнего русского царя Николая II.

Ее останки перезахоронили в России 17 июня 2006 г. А скончалась Мария Федоровна у себя на родине, в Дании. До венчания с Александром III ее величали принцессой Дагмар. В революцию вдовствующей императрице пришлось возвратиться в отчий дом, конечно же, вместе с казаками-телохранителями.

Казачьему роду нет переводу

Представьте себе, у одного из стражей императрицы - донского богатыря Кирилла Ивановича Полякова - отыскивается правнучка в Ставрополе. Педагог Ирина Полякова с детства слышала о таинственной связи их семьи с царской фамилией. Как-то она нашла в Интернете сайт культурно-исторического общества "Дагмария" в Копенгагене. Вступила в переписку. Затем участвовала в переиздании книги "Рядом с императрицей". Полякова также была приглашена на презентацию фолианта в Аничков дворец Петербурга. А на днях, случайно встретив Ирину Борисовну, я узнала, что ей довелось побывать в Копенгагене.

- Минуло ровно 75 лет с той поры, как не стало Кирилла Ивановича. И вот как раз в годовщину его кончины, 15 сентября 2009 г., я оказалась у него на могиле, - говорит Полякова.

Три четверти века казак, нашедший приют на чужбине и ничего не ведавший о судьбах близких, покоился под скромным крестом на русском участке кладбища Ассистене. Думал ли, гадал служивый, что из далекого Ставрополя явится его правнучка с горсткой родимой земли, приберет могилку, посадит цветы?..

- О достойном памятнике приходится только мечтать, - продолжает Ирина. - В Дании все стоит очень дорого. Однако в нашем посольстве обещают помочь доставить обелиск из России. Но это надо обсудить на семейном совете. А вообще я очень благодарна первому секретарю Российского посольства Павлу Мамонтову, который с пониманием отнесся к моему желанию поклониться праху предка. Он выслал мне приглашение, что очень облегчило и путь в Данию, и пребывание в Копенгагене.

Далекое-близкое

Пять дней в столице сказочного королевства были похожи на сон. Ирина пыталась найти следы, представить, где мог бывать прадедушка. Разумеется, он прогуливался по этой набережной. Ходил в гости к своему собрату - камер-казаку Тимофею Ящику. Его дом, к счастью, сохранился. Теперешние хозяева позволили Ирине войти внутрь.

Посещал Кирилл Иванович и православную церковь св. князя Александра Невского, построенную августейшим супругом Марии Федоровны в Копенгагене. Ирина также зашла в храм, поставила свечки. Там все говорили по-русски, хотя наших соотечественников в Дании очень мало.

- Познакомилась с тремя новоявленными казаками, - смеется Полякова. - Историей моего прадеда они заинтересовались.

Да и датчане с любопытством поглядывали на молодую женщину, ухаживающую за почти заброшенной могилкой. Вот тогда-то она и поведала своему легендарному прадедушке, что жена его верная, прабабушка Степанида Андроновна, умерла в 1956-м, в Ставрополе, куда семья Поляковых попала благодаря красавице дочери Леле. Поговаривали, что у Елены Кирилловны крестной матерью была сама императрица Мария Федоровна.

А почему бы и нет? Ведь, похоже, наступило время открытий и откровений. И теперь у Ирины нет основания не верить в торжество истины и другие чудеса. Подумать только: некогда жгучая и опасная тайна семьи Поляковых превратилась в быль, овеянную романтикой веков и светлой человеческой грустью.

Смотрите также: