Нальчик первым в России увидел премьеру фильма-призера Каннского кинофестиваля "Александра", снятого в Чечне. Режиссер картины Александр Сокуров лично презентовал фильм, а заодно поделился своими размышлениями о жизни, современном кино, эстетическом насилии и моральном бессилии, которые испытывают сегодня российские зрители.
"Этот фильм не о войне, хотя события развивались в зоне военного конфликта. Любая война заканчивается, труднее всего понять и простить друг друга, примириться, чтобы жить дальше", - сказал Сокуров.
Решающее слово в этом он отдает культуре. Там, где культура вторична, никогда не будут решены межнациональные, межконфессиональные и другие проблемы.
"Любое государство существует вовсе не ради создания валового продукта, строительства домов, дорог и заводов. Если люди не будут знать и понимать культуру других народов, неизбежны распри и войны, а тогда теряют смысл все экономические достижения", - считает Сокуров.
По его мнению, в сфере культуры нужно искать причины вооруженного мятежа в Нальчике в 2005 году, когда около 200 молодых людей напали на правоохранительные структуры Кабардино-Балкарии.
"Исследовать и осознать причины того, ЧТО произошло, должна национальная интеллигенция. У любого мятежа есть культурные корни. Их надо обнаружить и проанализировать: думать, что делать, чтобы они не дали новые всходы. Роль мировой литературы - в поиске корней значимых событий. Причем, литераторы делают это не касаясь нервов, чтобы не было больно, тогда как политики всегда причиняют боль. Политика - переменчива, как бурное море, а народу нужен не шторм, а тихие бухты и якоря. Важно сохранять уклад жизни и воспитывать детей. Эта стабильность заключена в веками формировавшейся культуре. В регионах, где местная власть сориентировалась, где подняли культуру на пьедестал, там в обществе другие настроения даже при таком же уровне безработицы и безденежья. Я вижу это во всех городах и регионах, где бываю", - сказал Сокуров.
Войну в Чечне он тоже назвал мятежом и рассказал, что восхищен чеченскими женщинами, со многими из которых общался на съемках фильма, их удивительными характерами, готовностью помочь русской женщине, приехавшей к внуку-воину, отсутствием антирусских настроений.
Криминал на ТВ хуже атомной войны
Говоря о роли телевидения и засилье криминальной тематики, мастер психологических нюансов и полутонов подчеркнул огромную силу визуального воздействия на человеческую психику.
"Беда, что весь кинематограф крутится вокруг убийства, причем изощренного. То, что показывают по телевидению, как правило, не имеет ничего общего с искусством кино. Это не искусство, а маскирующийся под него продукт на продажу. Деструктивное воздействие подобных передач сильнее, чем взрыв атомной бомбы или экологическая катастрофа. Поэтому их производство - уже не бизнес, несмотря на огромные прибыли, а тоже политика. Прекратить это вполне может политическая воля государства. В стране нет телеканалов, где государство не оказывает полного или частичного воздействия. Если снимается и демонстрируется такое кино, то нужно разрешать употребление наркотиков", - считает Сокуров. Он подчеркнул, что государство должно настойчиво и даже маниакально развивать культуру, чтобы избежать саморазрушения.
Кинорежиссер с мировым именем признался, что сценарий фильма "Александра" писал, примеряя главную роль к выдающейся российской певице Галине Вишневской, и ее согласие решило- фильму быть.
"Это мой Белый дом!"
Свое восхищение тандемом Вишневская - Ростропович Сокуров вынес из студенческой юности, когда наблюдал, как просто-певица и просто-музыкант, не имеющие мировой знаменитости, не побоялись противопоставить себя мощи государственной машины и встали на защиту своего друга Александра Солженицына, боролись за себя и за независимость.
"Съемки в 50-градусную жару были очень трудны для всей съемочной группы. 80-летняя певица называла их "своим Белым домом" и относилась к ним, как к участию Мстислава Ростроповича в защите российского Белого дома во время путча ГКЧП в 1991 году. В это время как раз был убит Басаев, и все мы прекрасно понимали, насколько вожделенной фигурой являлась Галина Павловна для возможных провокаций со стороны его сторонников. Ростроповичу тогда в Швейцарии сделали первую операцию, он звал, хотел, чтобы она приехала, но прогноз врачи дали благоприятный, и Вишневская отказалась прервать съемки. По телефону она говорила мужу: "Пойми, это мой Белый дом", - поделился воспоминаниями режиссер.
Бойцам разведроты устроили встречу со знаменитой Вишневской. Кто-то из них спросил о ее отношении к службе в армии, мол, ребят забирают, отрывают от жизни.
"А кто нас защищать будет? - ответила бывшая блокадница. - Для чего ты создан? У меня две дочери, я понимаю, для чего создана. А ты для чего? Защищай всех нас, кто за твоей спиной. В 20 лет тебя никто не заменит", - это убеждение женщины, пережившей войну. В разрушенном Грозном ее первой фразой было: "Я это все уже видела"...
Смотрите также:
- Для кунаков – лучшее. Чем интересно документальное кино Северного Кавказа →
- «Нельзя делать из трагедии боевик». Режиссер о кино по реальным событиям →
- ...Столице округа театр не нужен? →