Так считает генеральный директор ФГУ "Ставропольский центр стандартизации, метрологии и сертификации" Валерий Зеренков - человек в крае известный и уважаемый. Настоящий патриот, опытный политик, не менее опытный и успешный управленец, которому по жизни часто приходилось быть первым и многое удалось сделать раньше и лучше других.
И как он только все успевает: быть примерным семьянином, верным другом, заражать своим примером подчиненных, по-отечески заботиться о коллективе и о ветеранах войны и труда, помогать городскому Комитету солдатских матерей, строить церковь и возрождать казачество?..
А еще, в отличие от многих других политиков, Зеренков известен открытостью и доступностью. Накануне своего дня рождения Валерий Георгиевич со всей откровенностью ответил на вопросы нашего корреспондента.
Начало всех начал - мама
- Как вам удается сохранять прекрасную физическую форму? Наверняка, владеете каким-то секретом?
- Никакого секрета нет. Главное - спорт и умеренная еда. Всю жизнь занимаюсь спортом. Ем все: и хлеб, и молоко, и сало - ведь это уникальные продукты. И близким своим говорю: "Ешьте все, не отказывайтесь ни от чего!". И от сладкого тоже. Глюкоза необходима для умственной деятельности. А России нужны умные люди. Но во всем нужна мера.
- У вас ко всему государственный подход, даже к питанию. Кто повлиял на формирование такого подхода, да и характера в целом?
- Прежде всего, я благодарен маме за то, что она посвятила жизнь мне. Несмотря на то, что окончила 7 классов и всю жизнь проработала простой рабочей, мама была очень интересным человеком. Помню ее рассказы о Гагарине, Зыкиной, на которую, кстати, мама была похожа, об известных актерах кино. С самого детства она прививала мне любовь к культуре и искусству. В пять лет отвела меня в Дом пионеров на танцы. А в 12 - в филармонию, чтобы узнать, смогу ли играть на баяне. Выяснилось, что у меня абсолютный музыкальный слух. В этом же возрасте мама купила мне фотоаппарат, и я серьезно занялся фотографией.
В 14 лет из сорока мальчишек меня одного отобрали в танцевальный ансамбль. А в 17-летнем возрасте, уже работая автоэлектриком в автоколонне N 1202, я запел. У нас было трио, мы ездили на конкурсы в Пятигорск, Ростов.
Играл на трубе в оркестре у самого Тимофеева. Я очень признателен маме за то, что она разбудила во мне тягу к прекрасному. А еще я, как и все мои ровесники, мечтал заниматься борьбой. Отдал этому виду спорта 9 лет, став кандидатом в мастера спорта по вольной борьбе.
Примером для меня был отец. Окончив Орджоникидзевское пехотное училище в 1941 году, он попал в число нескольких молодых офицеров, которым поручили восхождение на Эльбрус, чтобы сделать из них горных офицеров. 22 июня - в день начала войны - он совершил спуск и сразу же ушел на фронт. Дошел до Чехо-словакии, где был комендантом одного из чешских городов. К сожалению, папа рано ушел из жизни.
Еще примером для меня был наш сосед по коммуналке - дядя Миша Пономаренко. Полный кавалер орденов Славы, настоящий мужчина, он умел делать все. Большую роль в моей жизни сыграли Яков Полихронович Мацукатов, Василий Кириллович Калюжный, Петр Петрович Петров, Иван Тихонович Таранов, Галина Андреевна Калайтанова, Евгений Семенович Кузнецов и многие другие. Эти люди научили меня работать с полной самоотдачей, разглядели во мне руководителя, своим примером показали, как нужно любить свой край, город, место, где ты живешь и работаешь.
За детей не стыдно
- Вы сделали голово-кружительную карьеру для парня из простой семьи. Как вам это удалось? Благодаря примерному поведению?
- Должен признать, что я был отчаянным подростком. Как-то в 9-м классе нас повезли от школы перебирать картошку, и мы - десять мальчишек - убежали в лес. Нас две ночи искали. Разборки были серьезные. Учительницу уволили с работы. Потом я встречался с ней. Она до сих пор преподает. Меня простила. А внучка ее теперь работает на нашем предприятии. Так что тихим и примерным я не был.
После той истории в 16 лет пошел работать, учился в вечерней школе. Правда, 10-й класс бросил: не хватало времени на работу, тренировки и учебу. В 19 лет призвался в армию. Служил в Волгограде, потом на Дальнем Востоке. После возвращения из армии устроился на работу на Ставропольский мясоконсервный комбинат, где в то время строился завод заменителей крови Л-103, старшим аппаратчиком. Там и встретил свою Веру. Влюбился так, что, когда она в обеденный перерыв заходила в столовую, у меня кусок в горле застревал, и я не мог его проглотить. Перестал есть, спать. Друзья подшучивали надо мной. А я долго к ней не мог подойти. Потом все-таки решился. И, в конце концов, мы поженились. Вместе уже 37 лет. Уже после свадьбы жена узнала, что у меня нет среднего образования. Пришлось идти в школу. Затем поступил в сельхозинститут. После окончания работал мастером на заводе, потом начальником цеха, главным инженером, генеральным директором.
В это время в стране начались выборы директоров на альтернативной основе, и меня выбрали директором ставропольского транспортного объединения. Так я стал первым директором первого объединения, потом был назначен председателем Октябрьского райисполкома, затем стал первым главой администрации Октябрьского района, за который до сих пор болею душой и стараюсь делать все, что в моих силах, для его жителей. Сейчас с товарищами строим там храм Александра Невского. Ну а потом уже я стал первым всенародно избранным председателем первой Государственной Думы Ставропольского кря.
Я всегда был лидером - и в школе, и в армии, и на производстве. Мне всегда хотелось сделать все как можно лучше. Таких, как я, называют трудоголиками. Да, для меня не существует выходных. Не признаю ни охоту, ни рыбалку. Считаю это пустым занятием. Лучше это время потратить на работу, семью, общение с детьми и внуками. Их у меня четверо: у сына - две девочки, а у дочери - два мальчика.
К сожалению, человеческая жизнь быстротечна, и мы должны успеть оставить после себя добрый след. А самый главный след - это наши дети. Слава Богу, мне за своих не стыдно.
Политик - не балалайка
- Возглавив первую Думу Ставрополья, вам пришлось впервые принимать краевые законы, ставшие уже историческими. Без четко скоординированной работы депутатского корпуса и правительства края это было бы невозможно. Сегодня же две ветви власти на Ставрополье никак не могут найти общий язык. Если бы вновь довелось стать спикером краевого парламента, что бы вы предприняли в первую очередь?
- Я бы, конечно же, консолидировал усилия Думы и правительства. Сделал бы все возможное для того, чтобы преодолеть конфронтацию. В свое время, будучи председателем Думы I созыва, мне пришлось работать с тремя губернаторами, и со всеми находил компромисс. Две ветви власти просто обязаны работать в унисон. Ведь только конструктивное сотрудничество законодательной и исполнительной власти может принести пользу жителям Ставрополья.
К сожалению, в последнее время краевое правительство потеряло очень много сильных и работоспособных руководителей. Таких, как Михаил Кузьмин, Геннадий Кутепов, Петр Марченко, ваш покорный слуга и многие другие. Будь эти люди сегодня в правительстве, проблем у края было бы гораздо меньше.
- Во время выборной кампании в региональный парламент много говорили о том, что вы расстались с "единороссами" и возглавили список "Патриотов России".
- Я поверил в идеи "Единой России", хотел помогать и помогаю - на своем месте - президенту Путину. 43 года своей трудовой деятельности отдал своему родному городу Ставрополю, прошел путь от простого слесаря до первого председателя Государственной Думы Ставропольского края, члена Совета Федерации России, но меня "выбросили" из регионального списка партии, перечеркнув таким образом всю мою прежнюю трудовую и партийную деятельность, потому что, как мне объяснили, так "решило первое лицо в крае". Если не нужны в Ставропольском региональном отделении партии люди с опытом, грамотные, умеющие сочетать в себе качества и политика, и хозяйственника, способные решать проблемы края, не толкая друг друга, а работая в тандеме, то для чего мои усилия и стремления? Поэтому я принял решение и написал заявление о выходе из "ЕР". Мне сразу же предложили возглавить список "Патриотов России". Я подумал и отказался. И не потому, что испугался, что партия не наберет достаточное количество голосов. Нет. Просто я считаю, что политик - не балалайка, которую можно настраивать то на две, то на три струны. Он - приверженец определенных идей. А когда сегодня - в одной партии, а завтра - в другой, такому политику трудно верить.
- Вы - не только опытный политик, но и грамотный управленец. Став руководителем Ставропольского ЦСМ, вы и там начали с реформ, вам вновь пришлось многое делать впервые.
- Хочу заметить, что, придя в Центр, никого не выгнал, и от меня никто не ушел. Я очень скептически отношусь к выражению: "Новая метла по-новому метет". По-моему, это неправильно, когда новый руководитель избавляется от старых кадров. Он должен не убирать людей, а заражать их своими идеями. Делать все для того, чтобы они работали в одной связке в интересах общего дела. Ведь специалист всегда остается специалистом, сколько бы раз не менялось руководство. Мастерами своего дела нужно дорожить!
Когда я пришел в Центр, узнал, что российское правительство приняло постановление, которым был образован совет по присуждению премий Правительства РФ в области качества. В 1998 году был проведен первый конкурс, и мы отправили на него первого посланца края. А я, работая еще в Думе, мечтал сравнить товары и услуги ставропольских производителей. Обратился в краевое правительство, меня поддержали. И в 1998 году мы у себя на Ставрополье впервые организовали свой - краевой - конкурс по выпуску высококачественной и конкурентоспособной продукции и услуг. В следующем году будем в десятый раз подводить итоги этого конкурса.
Увидел как-то в Москве перед концертным залом "Россия" Аллею звезд и подумал, а почему бы нам на Ставрополье не устроить свою. И вот уже четыре года, как в День края мы закладываем звезды, носящие имена лучших предприятий и организаций края. Считаю, труд людей нужно поощрять и стимулировать - и морально, и материально.
Желающие и умеющие работать должны не только получать достойную заработную плату, но и быть социально защищенными.
У себя на предприятии проводим активную социальную политику. Поощряем людей за отсутствие больничных, за отказ от курения. В конце года успешно прошедшие испытание получают 5 тысяч рублей. Ввели систему премирования за рождение детей: за первого и второго - 20 тысяч рублей, а за третьего - 100 тысяч рублей. Премируем по случаю свадеб (10 тысяч рублей), поступления ребенка в первый класс и окончания школы. Обеды в столовой работникам Центра обходятся не дороже 15 рублей. У нас прекрасный спортивный зал с тренажерами, теннисными столами. Работают терапевт, стоматолог и медицинская сестра. И все это, заметьте, мы не у государства взяли, а заработали сами.
Шестой год наше предприятие участвует в федеральном конкурсе социальной эффективности предприятий, который организовала Валентина Матвиенко, будучи вице-премьером правительства РФ. Берем дипломы на уровне страны.
Я не хочу кого-то удивить, я просто убежден, что человек должен как-то обозначить свое присутствие. Я считаю, что там, где Зеренков, там должно быть лучше, и не стесняюсь этого.
- В общем, Вы ни о чем не жалеете?
- Раньше, когда был больше на виду, журналисты мне часто задавали вопрос: "Вы хотели бы начать все сначала?". Я отвечал: "Ни в коем случае". Как-то по радио услышал, что ученые скоро изобретут таблетки, с помощью которых можно будет жить вечно. Я задумался, и мне стало плохо. Нет, человек должен одну жизнь прожить, но совестливо, добротно, по-хозяйски.
Наверняка у меня были и промахи, и ошибки. Но почему-то все чаще испытываю сожаление по поводу того, что пришлось окончить не обычную, а вечернюю школу, и что не учился очно в институте. И не потому, что мне не хватает знаний. Просто обидно, что у меня не было в жизни настоящего выпускного бала. А как бы я на нем красиво танцевал...
Смотрите также:
- Валерий Кипелов: «Я не хожу на концерты Оззи – не могу смотреть, как он мучается» →
- В чем разница между советским и российским чиновником →
- Иван Богачев: «Нельзя идти в никуда» →