21 июля 1561 года в Успенском соборе Кремля состоялось венчание царя Ивана Васильевича Грозного с дочерью кабардинского князя Темрюка Айдарова Кученей. Впрочем, история не сохранила подлинного кабардинского имени цар-ской избранницы, поскольку гуашаней (искаженное - кученей) по-адыгски и означает "княжна". Накануне свадьбы девушку крестили и нарекли Марией в честь святой Марии Магдалины. Летопись повествует, что при этом обряде присутствовал августейший жених, который благословил новопосвященную и преподнес ей золотой крест с мощами.
Да, именно кабардинцы - представители одного из многочисленнейших адыгских племен - стали первыми кавказцами, ступившими на землю столицы России. В 1552 году в Белокаменную прибыло посольство от черкесских князей, которые умоляли Ивана IV "вступиться за них и оборонить от крымского хана". В 1557-м вопрос о присоединении кабардинских земель к России был решен окончательно. Ряд "черкасских князей" присягнул царю на кресте и остался в Москве. Среди новообращенных был и сын Темрюка, после крещения - Михаил. Он станет шурином Ивана Васильевича. Но прежде самодержец пережил великую утрату: скончалась его первая жена - царица Анастасия, оставив двух сыновей.
Скорбил по ней Иван Васильевич тяжело. И по совету митрополита Макария начал он присматривать себе невесту. Были на выданье сестра литовского короля, дочь шведского короля, да все же более по душе пришлась красавица из "Пятигорских черкасс". За нею и послали сватов. И как только представили царю невесту, говорится в летописи, он "смотрел ее и полюбил".
К сожалению, в ту пору еще не научились рисовать портреты. От позднего средневековья на Руси остались лишь фрески, гравюры и книжные миниатюры. Так что достоверного изображения Марии Темрюковны не найти. Зато сохранилась ее печать с двуглавым орлом, увенчанным двумя коронами.
Вопреки досужим домыслам брак этот беспристрастные исследователи считают счастливым. Если Анастасия благостно влияла, усмиряя ярость и гнев самодержца, то Мария во всем активно содействовала супругу. И даже играла видную роль в выстраивании отношений с Крымом, так как находилась в родственных связях и с татарской знатью. Мурза Ахмат Сулишев писал царю: "А за тобою, государем нашим, Темиргукова княжева дочь, а она мне сестра". Кузиной Марии Темрюковны была главная жена хана Девлет-Герея - Хансюсер. Они постоянно переписывались. И судя по всему, несмотря на крутой нрав Ивана Грозного, это супружество было относительно спокойным. Поэтому рассуждения о насильственной смерти царицы можно считать неуместными. Кроме благоволения к ней царя, почти неотлучно рядом с нею находился родной брат Марии - Михаил, который во времена опричнины возглавил Думу и получил в удел город Гороховец.
Известно также, что у Марии с Иваном Грозным был сын Василий, но он умер в детстве. Сама же Мария Темрюковна скончалась 19 сентября 1569 года. Заупокойный вклад царя в Троице-Сергиев монастырь составил 1500 рублей на золотом блюде, тогда как по царице Анастасии пожертвована была этому же монастырю лишь тысяча. На историческую родину, в Нальчик, Темрюковна вернулась лишь в конце XX века - в честь царицы установлен памятник, ставший символом единения Кабардино-Балкарии и России.
Смотрите также:
- Путешествие за три моря. В Пятигорске открылась уникальная фотовыставка →
- Мечтает стать пожарным. На Ставрополье 4-летнему Савушке нужна помощь →
- Жив вопреки всему! →