Легко ли быть фермером?

   
   

Недавно в столице Ставропольского края состоялся съезд краевой ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ). За 15 лет существования фермерское движение стало заметной силой, с которой считается и правительство Ставрополья, и краевое министерство сельского хозяйства. Не буду утомлять читателей цифрами, но некоторые нельзя не привести, ведь они характеризуют степень зрелости фермеров, их реальные достижения в аграрном секторе экономики края.

Сегодня на Ставрополье действуют более 15 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств, обрабатывающих 630 тысяч гектаров земли - почти 16 процентов общекраевой пашни. В минувшем году КФХ произвели сельхозпродукции на 6,1 миллиарда рублей, валовой сбор зерна с фермерских полей составил 1,6 миллиона тонн - это четвертая часть краевого урожая.

В основном фермеры делают ставку на растениеводство. А вот живность выращивают неохотно. Здесь две основные причины. Во-первых, на ставропольское зерно существует большой спрос и при всем диспаритете цен, тем не менее, выгоднее торговать, скажем, пшеницей, нежели птицей. Во-вторых, людей тревожит ситуация с предстоящим вступлением России в ВТО, когда будут сняты последние барьеры на пути импортного мяса, как правило, более дешевого и оттого более востребованного на сбытовом рынке. Стоит ли селянину заводить скот, если он не будет реализован?

Именно эти и другие проблемы обсуждали фермеры, проанализировавшие свою работу за период своего существования. Фермер-ское движение за годы своего становления претерпело качественные изменения, главы хозяйств и руководители сельхозкооперативов, входящих в ассоциацию, стали более тщательно соблюдать агротехнические требования при возделывании культур, чаще применять энергосберегающие технологии. Фермерам оказывает поддержку правительство края: в минувшем году на развитие КФХ было выделено около 3 миллионов рублей, на приобретение техники по лизингу - свыше 54 миллионов, на дизтопливо - почти 17 миллионов рублей.

Однако до сих пор остается нерешенным ряд вопросов правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства на федеральном уровне и это вызывает определенные трудности в отношениях с кредитными, налоговыми, страховыми, статистическими органами.

Обидно, что многие ставропольские фермеры потеряли трудовой стаж за период с 1994 по 1999 годы. Дело в том, что базой для начисления взносов в Пенсионный фонд в то время являлся не размер заработной платы, а прибыль от деятельности хозяйства, а они же в большинстве своем лишь разворачивались и реальных доходов не имели.

Обидно и другое - при всем положительном, что несет в себе фермерское движение Ставрополья, в частности, оказывая безвозмездную помощь продуктами питания и продовольствием ветеранам войны и труда, школьным и дошкольным учреждениям, местные власти не очень жалуют КФХ, относясь к ним с непонятным холодком, а то и откровенным неприятием. Дошло до того, что некоторые районные ассоциации КФХ лишились помещений в зданиях администраций. Только в одном из 26 районов края - Изобильненском - заключен договор о сотрудничестве и выделено 150 тысяч рублей для работы тамошней ассоциации. Между тем очевидно, что без использования потенциала фермерских хозяйств сегодня невозможен ни рост сельхозпроизводства, ни оживление экономической и социальной жизни муниципалитетов, ни сохранение как такового самого российского села. Жаль, что этого не понимают или не желают понимать чиновники различных исполнительных структур.

Смотрите также: