Вопрос "Пить или не пить?" сегодня можно без сомнения перефразировать как "Жить или не жить?" Ответ для части россиян, увы, очевиден - пить и жить они прекращают почти одновременно. Страшная эпидемия отравлений спиртосодержащей продукцией пока, по данным краевого Роспотребнадзора, слава Богу, не коснулась Ставрополья в таких масштабах, как в ряде других регионов страны. Но единичные случаи отравления есть - в Георгиевске, Пятигорске, Иноземцево.
По словам начальника оперативно-розыскной части по борьбе с экономическими преступлениями при УВД на КМВ Сергея Кущенко, за 10 месяцев 2006 г. выявлено 134 преступления в сфере незаконного оборота алкогольной продукции. Это вдвое больше, чем за тот же период прошлого года. Такой рост производства и сбыта сомнительного напитка Сергей Иванович объясняет повышением цен на водку легальную. Ведь подделывают в основном ее. А кто пил, отказываться от привычки не станет. Вот и хватают подделки по цене в несколько раз дешевле - авось пронесет.
Зелье производят на дому
Делают такие напитки самыми разными способами. К примеру, собирают бутылки с этикетками и марками на пунктах сбора тары и разливают в них неизвестно что. Спирт разбавляют водой в различных подсобках, подвалах. Но чаще всего в частных домах. Был случай - супруги-пенсионеры сдавали в аренду помещение, где ушлые ребята бодяжили суррогат. Таких подпольных цехов на территории КМВ в этом году сотрудники подразделения по борьбе с экономическими преступлениями выявили 11, причем лидером стал Минераловодский район, где была сосредоточена основная часть горе-производителей. Кстати, самый крупный цех за последние годы был также выявлен оперативниками в Минводах в прошлом году: больше тонны спирта, свыше тысячи бутылок готового зелья, электрический станок, пятеро работников, двое из которых несовершеннолетние.
Как рассказывает подполковник Кущенко, доказать подобное преступление непросто, как и подсчитать экономический ущерб. Оперативники месяцами отслеживают явки, адреса, пароли. Главное не изъять десяток бутылок из торговой точки, а выйти на подпольный цех и предъявить доказательства незаконного сбыта суррогатной продукции.
О "болезни желтых глаз"
За год в нашей стране умирает от суррогатного алкоголя количество людей, равное населению крупного города - 700 тысяч человек. Население Ингушетии, согласно последней переписи, - 470 тыс. человек. Если бы здесь пили, считай, пришлось бы "два раза умереть". К счастью для Ингушетии, проблема поддельных алкогольных изделий в республике не актуальна.
Вообще за последние годы в Ингушетии, благодаря совместным усилиям духовных лиц, общественности и правоохранительных органов, количество людей, употребляющих спиртное, резко сократилось. По словам сотрудников психоневрологического и наркологического диспансера РИ, на учете пациентов с диагнозом "хронический алкоголизм" можно пересчитать по пальцам. Токсический гепатит, о котором в последние месяцы узнала вся Россия, в Ингушетии не регистрировался. Как сообщила начальник республиканского отдела санитарного надзора Лейла Мальсагова, мониторинг по этим показателям проводится каждый день утром и вечером.
Миновали водочные отравления и Карачаево-Черкесию. Как сообщили в Роспотребнадзоре республики, на сегодняшний день не зафиксировано ни одного случая токсического гепатита. Специалисты говорят, что в КЧР практически невозможно отравиться, так как республика напичкана безакцизной, но очень качественной водкой. "Наши алкаши могут себе позволить купить несуррогатную водку, поэтому не соблазняются на спиртосодержащую отраву", - рассказал источник в Роспотребнадзоре.
С "осетинского горла"?
В последние годы с Северной Осетией часто ассоциируются слова "спирт", "водка", давая ложный повод считать, что вся Россия пьет с "осетинского горла". Несколько лет назад североосетинский алкогольный рынок находился в состоянии хаоса, но время выстроило все по своим местам, выжили наиболее конкурентоспособные предприятия, большая часть из которых вышла из тени. Сейчас на территории республики действует 24 спиртзавода, 15 из которых имеют лицензию. На спиртзаводах, не имеющих соответствующих лицензий, работа временно прекращена.
Сокращению количества алкогольпроизводящих предприятий способствовало и введение новой электронной системы учета ЕГАИС, сыгравшее не совсем предполагаемую ее авторами роль - на потребительском рынке сократилось количество сертифицированной продукции, а возникшие пустоты заполнила фальсифицированная. Однако утверждения о том, что вся фальсифицированная алкогольная продукция идет из Северной Осетии, по меньшей мере нелогичны. Ведь местным производителям вдвойне невыгодно портить имидж своей, уже зарекомендовавшей себя продукции.
P.S. Когда готовился этот материал, на федеральной трассе "Кавказ" под Пятигорском были задержаны два автомобиля КамАЗ, которые перевозили более 70 тыс. бутылок водки без документов. Груз направлялся из Северной Осетии в Санкт-Петербург. По факту попытки нелегального провоза алкоголя проводится проверка.
Смотрите также:
- В Осетии закрыли подпольный цех по производству водки известных марок →
- Кадры в «тени». Около половины жителей СКФО трудятся нелегально →
- Пятигорская полиция закрыла подпольный алкогольный цех →