Стратегию социально-экономического развития курортов Кавказских Минеральных Вод обсуждали на минувшей неделе в администрации КМВ.
Представители общественности, чиновники, эксперты на очередном заседании расширенной рабочей группы при генеральном Совете стратегического планирования КМВ познакомились с предварительными заключениями специалистов. В роли докладчиков выступали специалисты Российского научно-исследовательского проектного института урбанистики и Леонтьевского центра (Санкт-Петербург), совместно ведущие работу над проектом.
"Нужен конкретный документ!"
Об этом сразу заявил присутствовавшим заместитель полпреда в ЮФО Александр Починок. По его словам, необходимо просчитать запасы минеральных ресурсов, обозначить реальные границы КМВ и соответствующий денежный эквивалент всего, что есть в регионе, - земель, водных ресурсов и т.д., определить "набор табу" - тех ограничений, которые позволят сохранить и обезопасить экологию курорта. Выполнение всего этого и позволит специалистам создать необходимый документ. Он будет вынесен на заседание Правительства РФ. Пока же разработчики собирают и анализируют многочисленные данные, которые составят объективную картину сегодняшнего состояния как самого курорта, так и всех связанных с ним сфер деятельности.
Отдельные данные и выводы, представленные питерскими "урбанистами", у членов рабочей группы вызвали несогласие. А заместитель полпреда считает, что предложенный вариант строительства автомагистрали Кавминводы - Черноморское побережье не вполне соответствует задачам стратегии развития КМВ: ведь те, кто приехал лечиться, вряд ли поедут к морю. Кроме того, дорога создаст дополнительное давление на экологию региона в летнее время. А транспортная нагрузка (воздушная, железнодорожная и автомобильная), по оценке самих разработчиков, и без того превышена в регионе КМВ в полтора раза по сравнению с другими территориями Северного Кавказа. Актуальной будет более тесная транспортная связь с соседними притягательными центрами туризма - Эльбрусом и Архызом.
Важен правильный расчет
При подготовке стратегии, как пояснил Починок, важно провести правильные расчеты - сколько Кавминводы смогут принять людей и сколько денег отдыхающие готовы здесь потратить. КМВ - это и социальный, и коммерческий курорт. По словам заместителя полпреда, в Краснодарском крае уже проведено зонирование территории. Это позволяет осуществлять грамотное обслуживание отдыхающих с учетом их потребностей и возможностей. Но сравнительный анализ, с учетом специфики курорта, стоит провести с Карловыми Варами. Этот мировой курортный городок в бывшей Чехословакии на 80% питают российские инвесторы. Что касается курортной деятельности, то, как было отмечено в ходе встречи, в Карловых Варах на 58 тысяч жителей в год приходится 88 тысяч приезжающих на лечение, отдыхающих же здесь принимают более чем в три с половиной раза больше численности местного населения! На Кавминводах только Железноводску удается принимать количество гостей, равное числу жителей города-курорта. Более трепетное отношение на зарубежном курорте и к природным ресурсам. На Кавминводах же, как констатировали разработчики стратегии, активно застраиваются зоны санитарной охраны, что противоречит федеральному законодательству. За примерами ходить далеко не надо: они перед глазами. Но вопреки всему Кавминводы все еще остаются уникальным курортным регионом.
Смотрите также:
- Андрей Резников: «Медицинский кластер в КМВ – решение социальных проблем» →
- Приманка для туриста. Как привлечь гостей на Северный Кавказ? →
- Зачем нужна агломерация? →