Ни слив, ни малины. Коронавирус и непогода лишили селян фруктов и ягод

В прошлом году кусты были усыпаны ягодами, в этом - беда © / Александр Дмитриев / Из личного архива

Ставропольские предприятия и фермеры, выращивающие фрукты и ягоды, столкнулись с многочисленнными сложностями из-за коронавируса и непогоды. Найти выход из непростого положения пока удалось не всем. «АиФ-СК» изучил ситуацию.

   
   

«Продаём дом из-за долгов»

Садоводы Дмитриевы из Красногвардейского района в отчаянии. Они оказались на грани разорения и уже выставили свой дом на продажу из-за долгов. Нынешний сезон оказался провальным, но дело не в коронавирусе. Гораздо страшнее мировой пандемии оказалась ставропольская погода. Майские заморозки нанесли удар по цветущим деревьям и кустарникам в садах и ягодниках.

«Яблок, груш, персиков, слив и малины не будет совсем, клубника пострадала на 50%, - сетует руководитель КФХ «Райский сад» и плодово-ягодного питомника «Малиновый рай» Александр Дмитриев. - Под нынешний урожай прошлой осенью заняли деньги. Сейчас не знаем, что делать. Хочется всё бросить, - сил нет продолжать работать. Но земля в аренде, и очень много за эти годы в неё вложено».

Из-за заморозков в мае первые два цветоноса на клубнике погибли. Потом пошли дожди и добили то, что осталось, - сокрушается один из крупных производителей клубники из Труновского района Евгений Педашенко.

По предварительным подсчётам, потеряна половина урожая, застрахован он не был. Не радует и более высокая цена на клубнику из-за того, что часть стран, откуда завозится ягода, закрыты из-за пандемии.

«Оптовая цена поднялась ненамного. Первую клубнику в хозяйстве начали сдавать в середине мая по 140-150 рублей (в прошлом году сдавали по 100). Сейчас оптом отдаём по 120. Что касается негативного влияния коронавируса, то из-за него в хозяйстве остро не хватает рабочих рук», - говорит Евгений Педашенко.

«В целом по краю потери урожая по семечковым культурам могут составить до 55%, по косточковым - до 80%, на виноградниках значительных повреждений нет, - рассказал заместитель директора ГКУ «Ставропольвиноградплодопром» Алексей Лысенко. - Ни одно садоводческое хозяйство в крае не было застраховано от заморозков. Мы отправили информацию о потерях урожая в Минсельхоз России, где будет решаться вопрос о поддержке пострадавших садоводов. Губернатор края Владимир Владимиров выделил дополнительно 79 млн рублей на уходные работы в садах за счёт краевого бюджета. Планируется возместить примерно 60% от затрат».

   
   

Он добавил, что площадь весенней закладки садов в крае - 525 гектаров, а всего в регионе около 11 тысяч садов во всех видах хозяйств, из них около шести тысяч в КФХ и сельхозорганизациях.

Вовремя сориентировались

Между тем для крупнейшего комплекса под Кисловодском по круглогодичному выращиванию клубники сезон сложился благоприятно, хотя, несмотря на закрытые границы из-за пандемии, на российском рынке было много клубники из-за рубежа.

«Из Турции завозили, это не было запрещено, в отличие от продукции из Евросоюза. Несмотря на запрет, шло очень много контрабандной ягоды из Греции, которая продавалась даже в торговых сетях под видом турецкой, - говорит директор компании «Вкус Ставрополья» Анна Андреева. - Но «коронавирусный» сезон мы отработали нормально, в режиме полной загрузки. С урожаем и со сбытом всё хорошо, правда, пришлось на ходу менять планы по реализации, делали ставку изначально на одно, а выезжали на другой «лошадке». В какой-то момент было снижение спроса, но затем ситуация выровнялась, люди в самоизоляции вновь повернулись к овощам и фруктам». 

Евгений Сизон из Изобильненского района много лет занимается выращиванием саженцев клубники, малины, смородины, ежевики и других ягод. В этом году из-за коронавируса большая часть его продукции так и осталась на участке. 

«Например, приготовили определённое количество смородины, саженцы закрытой корневой системы (в стаканчиках) с учётом того, что ещё до пандемии звонили заказчики-оптовики из Ростовской и Воронежской областей. Они берут оптом, а потом весь сезон торгуют на рынках. Из-за коронавируса рынки не работали, рассада не входила в число товаров первой необходимости. В итоге саженцы так и растут у меня. Они, конечно, не пропадут, но и запланированного заработка я не получил», - рассказал фермер.

Кроме того, теперь и работы, и затрат больше, ведь за саженцами нужен уход пока не дождутся своего покупателя. По словам Евгения, смородина хорошо приживается и летом, но народ привык высаживать её весной, поэтому основной сезон торговли - в апреле-мае - уже завершён. Остаётся надеяться, что часть упущенной выгоды можно будет наверстать осенью.

Цены могу подрасти

«Ставропольская клубника в основном реализуется в регионе. Небольшие объёмы поставляются в Москву. Фрукты же отправляются по всей России. Недобор урожая, скорее всего, повлечёт за собой и рост цен. На это влияет и удорожание ГСМ, удобрений, препаратов химзащиты», - рассказал руководитель «Ставропольвиноградплодпрома» Алексей Лысенко.

Он добавил, что несмотря на риски и высокие затраты, в крае в последние годы наметился тренд на развитие садоводства. Закладывают не только привычные яблоневые, но и сады облепихи, миндаля, грецких орехов, персиков, нектаринов, расширяют площади под черешней, столовым виноградом.