Везите вашу свёклу на сахарный завод! Свекловодам обеспечили рынок сбыта

У сахарного завода большие планы на будущее. © / Валерий Пономаренко / АиФ

Три года назад после прихода инвестора Эркен-Шахарский сахарный завод обрёл вторую жизнь. Но появление сильного игрока на сахарном рынке, судя по всему, не всем оказалось по душе. Кто препятствует работе предприятия, несущего большую социальную нагрузку? Чтобы разобраться в ситуации, мы побывали на производстве и встретились с коллективом.

   
   

Новая жизнь

В Ногайском районе КЧР завод - градообразующее предприятие, которое на протяжении многих десятилетий обеспечивало работой сотни местных жителей.  Но после развала СССР завод оказался на грани краха. Собственники менялись, приходило в негодность оборудование, люди разбегались. До недавнего времени мало кто верил, что производство удастся возродить.

В 2016 году нашёлся инвестор, который не побоялся взять на себя ответственность и вложить средства в реанимацию завода. За счёт кредитов модернизировали теплоэлектростанцию, реконструировали гидротранспортёр, автоматизировали выпарную станцию и конденсатное хозяйство, заменили пришедшие в негодность основные узлы, восстановили железную дорогу. Появились новые рафинадные линии, которые позволяли вести круглогодичное производство.

«Когда мы изучили ситуацию на заводе, то пришли к выводу, что работы - непочатый край, - вспоминает председатель совета директоров завода Рамазан Бердиев. - Необходим был комплексный ремонт, что требовало больших вложений. Чтобы не нести затраты по содержанию штата, вначале хотели приостановить производство. Но в итоге не стали закрывать завод и сохранили коллектив, хотя расходы увеличились в разы. За поддержкой мы обратились к трудовому коллективу. Люди высказались однозначно: здесь работали наши отцы и деды, а потому мы будем с вами до победного конца».

Сегодня деньги - завтра сырьё

«Мы понимаем, что в сезон нам с радостью продадут сахарную свёклу, - говорит Рамазан Бердиев. - Однако для нормального функционирования завода необходимы предварительно заключённые договоры».

Чтобы привлечь свеклосдатчиков, предприятие предложило беспрецедентные условия. Так, гарцевый сбор по давальческой схеме составит лишь 28%. Такой низкой оплаты за переработку сырья нет ни на одном другом сахарном заводе региона. Завод готов работать по принципу максимального доверия: сегодня мы платим деньги - завтра вы привозите продукцию.

Обеспечить финансовую защиту сельхозпроизводителей смогут банковские гарантии, предоставляемые Сбербанком России. Суть их в следующем. Если завод по каким-то причинам не смог провести платежи в обещанные сроки, эти деньги сразу же возмещаются банком.

   
   

Мощности предприятия позволяют принять и переработать 450 тысяч тонн сахарной свёклы за сезон. Суточная производительность - 3,5 - 3,8 тысячи тонн. Чтобы выстоять, заводу в этом сезоне необходимо переработать не менее 350 тысяч тонн сырья.

В зависимости от объёма работы на предприятии трудятся от 100 до 300 человек. Заводской ритм определяется сезоном уборки сахарной свёклы. Сейчас на предприятии завершается период ремонтных работ. По сути, вся махина, которую представляет собой сахарный завод, полностью разбирается, перебирается и собирается заново.

Фото: АиФ/ Валерий Пономаренко

«Это колоссальная работа, которая требует серьёзной квалификации и большого профессионализма работников, - говорит технический директор. - Мы обязаны сберечь этот потенциал, потому что не имеем права терять таких специалистов».

В мае для подготовки к новому сезону соберут весь коллектив. Но в цехе, где установлены новые рафинадные линии, и сейчас кипит работа. Сахар прессуют в кубики и упаковывают в пакеты разного объёма. Производство впечатляет уровнем автоматизации процессов. Оборудование дорогостоящее, наладка заняла восемь месяцев.

Понимая, что для завода жизненно необходим руководитель высокой квалификации, 1 апреля 2019 года реанимировать предприятие инвестор пригласил Анатолия Ковальчука. Опыт работы у нового директора колоссальный - 36 лет в сахарной промышленности - и трудовой путь от токаря, начальника смены, главного инженера до директора завода. Добрую репутацию антикризисного менеджера он заслужил, возрождая сахарные заводы в Краснодарском крае, республиках Башкирии и Татарстане, других регионах страны, а также на родине сахарной промышленности СССР - в Тульской области. Некоторые  предприятия были на грани разорения, а теперь входят в число лучших в стране.

«Безусловно, мне пришлось пойти на определённый профессиональный риск, - говорит Анатолий Иванович. - Но для меня это взвешенное решение, и я уверен, что нам удастся добиться таких показателей, при которых сахарный завод займёт лидирующие позиции в России».


Мнение депутата

Депутат парламента КЧР Муратхан Михайлович:

«Я не могу не переживать за судьбу завода, ведь оттого, как она сложится, зависит будущее сотен моих земляков. Помню, как возводили этот крупнейший объект и сколько сил было вложено в его становление и развитие. Нельзя допустить, чтобы  производство закрылось. Нужно помочь заводу встать на ноги. А для этого необходимо сырьё. Надеюсь, что сельхозпроизводители, увидев, что предприятие работает в нормальном режиме, заключат долгосрочные контракты».


Заводу - быть!

Казалось бы, у предприятия есть всё для стабильного развития. Однако у многих складывается впечатление, что завод намеренно пытаются дискредитировать. Через соцсети распространяются слухи о том, что он чуть ли не последние дни доживает. Работники с этим категорически не согласны. Мнение людей однозначно: заводу - быть.

Упаковщица Регина Керейтова:

«Это единственное крупное предприятие в нашем районе, в котором мы можем рассчитывать на стабильный заработок.  Я работаю на производстве 10 лет, и мне есть с чем сравнивать. Сейчас я вижу, что руководство предприятия делает всё возможное, чтобы завод развивался. И, что особенно важно, прилагает усилия, чтобы сохранить трудовой коллектив, создавая достойные условия труда».

Упаковщица Марита Унаджева:

«До нас, безусловно, доходят всякие негативные слухи о заводе. Но здесь, на производстве, мы видим, что есть на самом деле и сколько сделано для его восстановления. Безусловно, трудности могут возникнуть у любого предприятия. Но я уверена, что с таким настроем и трудового коллектива, и руководства нашего завода мы однозначно прорвёмся!»

Перемен на заводе много, и коллектив их поддерживает. Фото: АиФ/ Валерий Пономаренко

Упаковщица Лариса Москаленко:

«Я 30 лет работаю на предприятии и скажу так: раньше мы только надеялись, что когда-нибудь всё будет хорошо. Трудности были всегда. Каждый год мы переживали, каким будет урожай. Но сегодня у нас появилась надежда на лучшее и уверенность в том, что и наши дети будут работать на этом заводе. Единственное, чего мы опасаемся, что нам будут вставлять палки в колёса. Сейчас мы видим, что в соцсетях пытаются дискредитировать наше предприятие. Но если у кого есть претензии, пусть придут и выскажут их в лицо. Мы видим, что идёт реконструкция завода. И руководство отчитывается перед нами, не скрывая ни трудностей, ни перспектив».

Начальник ТЭЦ Дмитрий Проскурин:

«Не только присутствующие на собрании болеют за этот завод. Прежние сотрудники, отработавшие не один десяток лет, чувствуют связь с предприятием и хотят вернуться. Но нам нужна помощь. Мы ждём поддержки. Необходимо возродить уникальный завод и сохранить производство».

Главный энергетик Артур Курбанязов:

«Мы все понимаем, что завод не сможет существовать, если не будет сырья. Но мы видим те усилия, которые предпринимает руководство предприятия, чтобы возродить его и привлечь поставщиков сырья. Так что будем надеяться на лучшее и двигаться только вперёд».

Заведующая мастерской Ромея Карпенко:

«Я работаю на заводе 27 лет, но могу сказать, что у нас нет иного выхода, кроме как сохранить предприятие, хотя бы потому, что в районе попросту нет другой работы. Особенно это касается матерей, у которых маленькие дети. Для нас здесь отличный график, работаем с 8 утра до 5 вечера. К тому же сейчас нам закрыли все долги по зарплате».

Технический директор Андрей Буклей:

«В первую очередь, надо признать, что завод находится далеко не в печальном состоянии. Нас не сломили ни рекордно низкие цены на сахар, ни отсутствие с 2015 года поддержки сахарного производства. Мы сделали всё для того, чтобы удержаться на плаву и сохранить штат в процессе модернизации и реконструкции. Но мне хотелось бы напомнить нашим свекловодам, что патриотизм заключается не в громких словах, а в поддержке, которую необходимо оказать местному производству. Тем более, что условия завод предлагает очень выгодные».