Ни уехать, ни заболеть. Посёлок на Кавказе живёт без фельдшера и маршруток

Чтобы подтянуться до лавочки на остановке, нужно иметь хорошую физическую подготовку, © / Елена Арцимович / АиФ-Северный Кавказ

«Чего у меня в холодильнике только нет... Колбасы нет, майонеза нет, масла нет». Помните? Вот и у жителей посёлка Горного Петровского округа Ставрополья так: маршрутки нет, фельдшера нет, участкового нет, клуба нет. Казалось бы, плакать надо, а они смеются. Говорят: «Какой смысл унывать? Будем стучать во все двери. Кто-нибудь да откроет».

   
   

Возгордился и воспарил

В их жизни и правда немало анекдотичных ситуаций. Чего стоит один остановочный павильон! Кстати, он действительно единственный в посёлке. Наверное, именно поэтому возгордился – и... воспарил над бренной землёй.

Ничего, что павильон неудобный, - транспорта всё равно в посёлке нет. Фото: АиФ-Северный Кавказ/ Елена Арцимович

Чтобы зайти в него и сесть на лавочку, надо обладать определёнными спортивными навыками: сначала показать хороший уровень растяжки, перешагивая через железную рейку, которая находится довольно высоко от земли, а потом выполнить жим на руках. Ну чем не норматив ГТО?.. Жительница Горного Таисия Ерёмина к труду и обороне готова: охотно демонстрирует весь непростой процесс.

«Этой остановкой никто не пользуется: всё равно с неё никуда не уедешь – маршрутки-то нет. А школьники свой автобус ждут на другой стороне дороги – под открытым небом. Уж лучше пусть мокнут, чем падают и носы разбивают», – считает она.

Ребёнка забыли...

Сейчас в Горном остался только детский сад (в нём сделали хороший ремонт), а в советское время была и начальная школа. Уже много лет за знаниями ребята ездят в районный центр – в Светлоград.

«Мы уже привыкли, – говорит мама семерых детей Елена Пушилова. – Плохо только, что раньше автобус делал два рейса туда и два обратно, то есть отдельно возил маленьких, отдельно больших. Теперь забирает сразу всех и привозит сразу всех. Но у ребят из начальных классов три-четыре урока, а у старшеклассников семь-восемь, поэтому малыши вынуждены довольно долго ждать, чтобы вернуться домой».

В школьной жизни горян без казусов тоже не обходится. Елена Пушилова рассказывает, что, пока ребята ждут других, они нередко предоставлены сами себе и даже был случай, когда одного из её детей просто забыли в Светлограде.

   
   
Детский городок пробуждает фантазию: все размышляют, что там ещё могло бы быть. Фото: АиФ-Северный Кавказ/ Елена Арцимович

«Автобус вернулся, а сына нет. Оказывается, старшеклассников отпустили раньше, а мой этого не знал, где-то на территории бродил — вот и пропустил момент отправления», – сокрушается она.

Смех и грех. Впрочем, для взрослых ситуация с транспортным сообщением ещё хуже.

Полторы тысячи таксисту

Самой большой проблемой посёлка жители единогласно считают отсутствие маршрутки. По их словам, она не решается годами. В декабре прошлого года им обещали, что тендер пройдёт – и к весне всё наладится, а теперь говорят, что не могут найти водителя.

«Недавно мне нужно было в управление труда отвезти свидетельство о рождении ребёнка – пришлось отдать таксисту полторы тысячи рублей, – говорит Елена Пушилова, – 750 до Светлограда и 750 обратно».

«Скоро Пасха, а я не могу ни цветы купить, ни краску, чтобы могилки покрасить, – поддерживает её Надежда Статник. – Что касается продуктов, то магазин у нас есть, но там не продают овощи, да и хлеба на всех не хватает».

По словам жителей, от Горного до трассы, по которой ходит автобус «Ставрополь –Летняя Ставка», всего четыре километра. Этот автобус заходит и в Светлоград. Люди надеются, что, если местная власть не может найти водителя на муниципальный маршрут, она хотя бы попытается договориться с ОАО «Автовокзал», чтобы автобус делал небольшой крюк, заезжая в Горный.

«Иначе либо платить таксистам, либо сидеть дома, – разводят руками жители. – А если заболеешь?..»

Нужен фельдшер

Болеть жителям Горного категорически не рекомендуется. Дело в том, что фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) в посёлке есть, но он уже несколько лет не работает: нет фельдшера.

«В нашем ФАПе сделан ремонт, так что выглядит он красиво, – говорят люди, – правда, внутри нет воды, срезаны трубы отопления».

Как рассказал главврач Пет­ровской районной больницы Станислав Пономарев, уже достигнута предварительная договорённость с учащейся Ставропольского базового медколледжа. В июле этого года она заканчивает обучение и, если ничего не изменится, придёт на работу в ФАП Горного.

Клуб в посёлке есть, но заброшенный. Фото: АиФ-Северный Кавказ/ Елена Арцимович

Темнота – друг молодёжи

На детской площадке горка, одни качели на цепях, ещё одни на доске да лавочка. Жители смеются, вспоминая, как рядом стояла табличка, призывающая бросать мусор строго в урну. Вот только урну не поставили.

Уличные фонари есть, но не горят. Как известно, темнота – друг молодёжи, а также всех, кто не прочь похулиганить, благо обстановка для этого в посёлке сложилась располагающая: здесь уже давно не видели участкового.

«Моей маме за девяносто, поэтому живём вместе, а её дом пустует, – делится Нонна Григорьевна. – Так вот ночью кто-то окно разбил!»

Другие люди тоже жалуются: кому-то камни в окна бросают, кому-то повредили крышу. Кто хулиганит, неизвестно. Может, и молодёжь. Не мудрено: в посёлке нет ни библиотеки, ни клуба – детям пойти здесь просто некуда.

«Разве мы не люди»?

Когда-то клуб в Горном был, и в нём кипела культурная жизнь. Теперь он стоит заброшенный. Обещали восстановить в 2016 году, но на дворе уже 2025-й, а ничего не меняется...

«Если бы клуб отремонтировали, в нём можно было бы выделить место для почты», – подключается к разговору Павел Ловянников.

Оказывается, в посёлке есть почтальон – Раиса Хомутова. Вот только Раисе Степановне приходится несладко. Под почтовое отделение выделили, как говорят жители, уголок в бывшей совхозной конторе. Здесь есть только свет, а воды и отопления нет. Зимой сидеть невозможно. Чтобы не окоченеть, в морозы плату за коммунальные услуги Раиса Степановна ходила брала по домам.

«Сколько в посёлке человек?» – интересуюсь на прощание.

Жители точно не знают. Говорят, за двести. Но почти все мужчины работают на стороне: здесь работы нет.

«А зачем вам? – смотрят с опаской (видно, не раз слышали, что, поскольку их мало, «вкладываться в них нерентабельно»). – Мы-то никуда не уехали, тут живём. И дети с нами. Разве мы не люди?»

Удивляются жители посёлка, разве они не люди? Фото: АиФ-Северный Кавказ/ Елена Арцимович

Люди. И власть наверняка считает так же, а значит, есть надежда, что положительные перемены не за горами.