Осетины звали Котом. Каким был меценат Джерапов, искавший Бодрова-младшего

Джерапов первым вошёл в отрытый тоннель, рискуя жизнью. © / Первый канал / Кадр из видео

Жители Северной Осетии 10 марта простились с бизнесменом Константином Джераповым, потратившим всё своё состояние на поиски пропавших после схода ледника Колка в Кармадонском ущелье. 

   
   

В последний путь 58-летнего предпринимателя и мецената провожали несколько сотен человек. Собравшиеся поблагодарили земляка за всё, что он сделал для погибших в природной катастрофе 2002 года. Телеграммы с соболезнованиями прислали семья режиссёра Сергея Бодрова-младшего и дочь Джерапова, живущая в США.

Погиб сын друга

20 сентября 2002 года на верхушку Колки с высоты 4350 метров рухнула глыба висячего ледника объёмом около 20-40 млн кубометров. В результате сошёл гляциальный сель в 145 млн кубометров. Ледово-грязе-каменный поток устремился вниз по ущелью на скорости до 250 км/ч, сметая всё на своём пути.

Многотонная масса накрыла 125 человек, включая съёмочную команду Сергея Бодрова младшего и артистов конного театра «Нарты». На поиски пропавших бросили около 300 человек - спасателей, полицейских, дорожников, военных и лесников. Помогали и добровольцы. Спустя месяц с небольшим поисково-спасательную операцию прекратили.

С первого до последнего дня поисков на месте трагедии находился доброволец и бизнесмен из Владикавказа Константин Джерапов. По одной из версий, в катастрофе погиб сын его близкого друга. 

Весной 2003 года предприниматель по просьбе Розы и Таиры - матерей актёра Хазби Галазова и пятилетней девочки, оставшихся под селем, организовал раскопки. Родственники пропавших верили, что они могут находиться в автомобильном тоннеле под толщами льда, грязи и камней. 

«Мы найдём тоннель, посмотрим. Я не могу пообещать, что мы кого-то найдём, но я вам обещаю, что мы в него зайдём» - сказал Джерапов обеспокоенным людям.

   
   

Нашли только лёд

Чтобы помочь семьям пропавших, бизнесмен пожертвовал не только своим временем, но и деньгами. По словам блогера Агунды Бекоевой, потерявшей в катастрофе мать, только на подрыв ледово-каменной массы Джерапов потратил несколько миллионов. Сам он траты на раскопки не считал и не любил об этом говорить.

На вопрос одного из журналистов о расходах на поиски пропавших он ответил: «Давай не будем считать. Это были хорошие деньги». 

Жители Кармадонского ущелья прозвали Джерапова Котом. Журналист Константин Фарниев рассказывал, что Кот всегда ходил в тельняшке и камуфляже, подпоясанный армейским ремнём. 

«Жёсткий, но от этой жёсткости остальным становилось спокойнее. Особенно в те моменты, когда сил больше ни на что не оставалось. Даже на надежду», - писал Фарниев. 

В отрытый спустя полтора года тоннель Джерапов спустился первым, рискуя собственной жизнью. Всё, что было внутри, он снял на камеру. Робкая надежда найти там какие-то надписи или призывы о помощи растаяла, когда поисковики обнаружили на стенах только лёд. Тогда родственники пропавших совсем отчаялись. Искать больше не было смысла.

«Полтора года там никто не плакал. А в тот день, когда спустились в тоннель, мы ждали их до половины второго ночи. Когда вдали появились фары, мы все вышли и смотрели, как они приближаются. Как будто с войны их встречаем. Кот вылез из машины, подошёл и говорит: «Простите. Я не смог вам ничем помочь. Ничего не нашли. Теперь можно плакать», - и сам заплакал. Мы тогда все рыдали», - рассказывала Роза Галазова. 

Она попросила Джерапова установить на месте трагедии памятник, чтобы родственники могли туда приезжать и поминать погибших. 

«С деньгами у меня тогда уже было совсем плохо. Родственники собрали деньги на сам памятник, который, кстати, сделали по гораздо меньшей цене, чем он стоил. В общем, на эти работы мы потратили ещё полгода», - вспоминал Джерапов. 

Для памятника выбрали камень весом 30 тонн из тех, что принёсло селем. По словам добровольца, даже кран с трудом передвигал эту глыбу по сантиметрам. 

СПРАВКА

Константин Джерапов числился одним из владельцев компании «Вивальди», компаний «Сотис», «ИРИНВЕСТ». Он также был исполнительным директором компании «Полтава». Все эти организации ликвидированы. В беседах с журналистами Джерапов представлялся бывшим владельцем казино во Владикавказе. 

Через несколько лет после раскопок в Кармадонском ущелье глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров наградил бизнесмена медалью «Во славу Осетии». Об этом руководителя региона попросили родственники погибших в результате схода ледника Колка.